Естественно, мы стараемся освещать актуальные темы: только самые интересные и полезные. Высказывая свое мнение, мы стараемся быть корректными и сдержанными в оценках. Не всегда получается.


Личность и общество | Тема

Материал был опубликован в №037 | 2006

// В самой авторитетной программе ММКФ «Восемь с половиной фильмов» были представлены три картины, посвященные гомосексуальности.

ММКФ: Вопросы транссексуальности

Теги: кино

Текст: Дмитрий Иванов
Фото: предоставлены организаторами

Фестивальный транс

С 23 июня по 2 июля Москва превратилась ни больше, ни меньше – в киностолицу. В самое мощное пекло в киноцентре «Октябрь» и в нескольких других крупных кинотеатрах показывали фильмы, которые в ближайший год, а то и два станут властителями дум всех прогрессивных любителей кино. Мировые тенденции, модные режиссеры, потные звезды в смокингах и дизайнерских платьях и даже громкий скандал – все смешалось на празднике кино, но, слава Богу, кино от этого не стало хуже.

Помня о своей целевой аудитории, начнем, пожалуй, с громкого скандала. В этом году он наконец-то произошел и заключался в том, что прославленный австрийский режиссер Михаэль Ханеке, обласканный Каннами и критиками за фильмы «Забавные игры», «Код неизвестен», «Пианистка», «Скрытое» и т. д., отказался возглавить жюри. Причем, Ханеке чуть ли не сам два месяца назад изъявил желание председательствовать в жюри ММКФ, но потом спешно отказался, сославшись на работу над срочным и важным проектом. Президент фестиваля Никита Михалков включил все свои связи, использовал все свое влияние, но именитые и актуальные режиссеры отказывались руководить жюри. На помощь пришел режиссер Анджей Жулавский («Верность», «Одержимость», «Мои ночи прекраснее ваших дней»), кстати, еще и муж Софи Марсо. Жулавский должен был быть членом жюри конкурса, но после самоотвода Ханеке сел в кресло председателя. Поэтому всего в жюри в этом году было не шесть человек, как раньше, а пять. Нужно отметить, что и фильмов на фестиваль привезли меньше, чем в прошлом году: всего за дни форума было показано 117 картин. Зато многие из этих картин приятно удивили, о чем мы поспешим тебе поведать.

Конкурс

Центром фестивальных событий является, собственно, конкурсная программа, состоящая из основного конкурса и конкурса дебютантов «Перспективы». В основном конкурсе было представлено 17 картин, многие из них оказались не так плохи, как большинство фильмов конкурсной программы прошлых Московских фестивалей. Тем более что в этот раз на растерзание жюри отдали свои фильмы именитые режиссеры, до этого года не опускавшиеся ниже Каннского фестиваля.

Взять хотя бы новый фильм Бертрана Блие «Сколько ты стоишь?» Фарсовая история любви простого французского служащего и обворожительной итальянской проститутки-нимфоманки в исполнении Моники Белуччи. Главный герой, выиграв в лотерею несколько миллионов евро, приходит в бордель и предлагает женщине своей мечты жить с ним, а в качестве стимула – зарплату в 100 тысяч евро в месяц. Одно только колыхание попки очаровательной Белуччи доводит героя до предынсультного состояния, а врача, который приехал его лечить, вообще загоняет в могилу. Блие в своем репертуаре: его ироничная манера, приправленная скабрезными шутками и порой абсурдными действиями героев, никуда не делась. Работа получилась крепкая, но, к сожалению, не фееричная. Фееричные фильмы режиссер отвозит все же на другие фестивали.

Другой конкурсный монстр – новый фильм венгерского режиссера Иштвана Сабо «Родственники» – многослойное полотно, где главный герой Иштван Кольяс, почти случайно став генеральным прокурором своего родного провинциального городка, сталкивается с кучей проблем. И не только своими, но и всей своей многочисленной родни. Причем, проблемы у родственников Кольяса отнюдь не ангельские: все они сплошь жулики и мошенники. Всем нужно прикрытие и пособничество, а у господина Кольяса меж тем зреет глубокий душевный кризис. Сабо делает добротные фильмы. Он не вымучивает из себя новые идеи для мирового кинематографа, не эпатирует публику, но при этом всегда работает с хорошей командой. В «Родственниках», между прочим, снялся всеми любимый Олег Табаков, что лишь прибавило очков картине, сделав ее главным фаворитом кинофестиваля.

А вот и привет из Америки: оскаровский лауреат Роберт Таун (правда, Оскар у него за сценарий) представил ленту «Спроси у пыли» с Сельмой Хайек и Колином Фаррелом. Героиня Хайек – амбициозная, прекрасная и бедная мексиканка Камилла, сделавшая целью своей жизни переезд в Америку и союз с богатым, успешным американцем. Но вместо богатого американца на ее пути встречается итальянский писатель Артуро, также приехавший в Америку за своим счастьем. Камилла влюбляется в Артуро, но у Артуро есть пара страшных тайн и красавица-блондинка, которая вовсе не намерена отпускать его к Камилле. Сюжет, достойный бразильской мыльной оперы, в умелых руках Роберта Тауна расцвел и заиграл новыми красками.

Еще один именитый режиссер – Пьер-Поль Рендерс («Влюбленный Тома») – представил на суд зрителей и жюри милую французскую комедию «Как все». Офранцузившийся араб Джалиль побеждает в телешоу «Как все» и обращает на себя внимание крупнейшего маркетингового агентства. Мнение одного Джалиля настолько соответствует мнению большинства, что он один заменяет несколько тысяч людей, участвующих в опросах и дегустациях. Джалиль как бы случайно получает классную квартиру и знакомится с очаровательной девушкой, у которой всегда с собой новый йогурт или новая зубная щетка. Дева подослана к ничего не подозревающему Джалилю агентством, чтобы превратить всю его жизнь в бесконечное принятие решений – что ему нравится, а что – нет. Но жизнь непредсказуема: мнением Джалиля интересуется сам французский президент, а девушка устала разыгрывать любовь и совать под нос своему некрасивому бойфренду разные разности. Режиссер отнесся к главному герою не без иронии. Как сказал один кинокритик после просмотра этого фильма, «скоро арабы действительно начнут выражать мнение Европы!»

Еще одним фаворитом конкурса стал фильм «Климт» – видеобиография самого знаменитого австрийского художника. Несомненным украшением картины стал актер Джон Малкович, сыгравший главную роль.

Но отличились не только фильмы маститых режиссеров. Например, немецкий фильм «Страхование жизни» (режиссер Бюлент Акинчи) оказался одним из лучших в конкурсной программе. Незадачливый страховой агент Бурхард Вагнер пускается в одинокое путешествие по всей Германии, чтобы впарить несчастным людям страховку их собственной безысходной жизни. Вагнер объясняет немецким неудачникам, таким же потерянным, как и он, что может быть еще хуже, подсказывает, как можно грамотно покончить жизнь самоубийством, чтоб семья покойного получила деньги от страховки. Герой танцует, как умеет, даже в прямом смысле. Сюжет картины движется сначала медленно, но операторская работа, цветовая гамма фильма, деликатная игра актера Кристиана Блюмеля – все это завораживает с первой же минуты и не отпускает до конца картины.

Еще один приятный сюрприз – хорватская картина «Спи, мое золотко». Неспешное, забавное повествование о жителях провинциального городка. За главным героем Томиком мы наблюдаем еще с его детства. Он дружит с озорной Яней и не замечает меланхоличную соседскую девочку Тонку, которая тоже хочет с ним дружить. Ребята вырастут, и каждый встретится со своей судьбой. И тут режиссер Невен Хитрич, не сбиваясь с ироничного размеренного ритма, покажет нам весь ужас человеческой жизни, которая есть лишь замкнутое кольцо случайных несчастий, которая зародилась на свет, чтобы быть грустной и жестокой, которая догонит тебя, как бы ты от нее ни бежал.

Конкурс «Перспективы» был не таким интересным, как основной. Много шуму наделал чешский фильм Restart. Главная героиня 1 апреля неудачно разыграла своего бойфренда, сообщив по телефону, что изменяет ему с его собственным братом. Озверевший бойфренд отправляется мстить своему брату, который видел его девушку мельком от силы пару раз. Пока братья дерутся, героиня бегает по всей Праге, пытаясь найти своего парня и исправить страшные последствия глупой шутки. Но на ее маршруте, как и положено, возникают неожиданные препятствия, и до братьев она добежит в самом конце фильма. Получилась вариация на тему «Беги, Лола, беги», выглядящая на фоне оригинала, как и все вторичное, довольно блекло.

Еще одна интрига конкурсных программ – фильмы из России. Они, как правило, бывают на голову лучше остальных участников киносоревнования: наши режиссеры так боятся упасть в грязь лицом, так стараются, что русские фильмы возбухают среди квелых конкурентов, будто кактусы среди песка в пустыне. Но в этом году все было по-другому. Учитывая то, что на прошлом и позапрошлом фестивалях русские фильмы получали гран-при, в этом году вручать главный приз русской картине, будь та хоть каким шедевром, никто не собирался. Поэтому лучшие из лучших – Серебренников, Лунгин, Дуня Смирнова, Александр Велдинский – все сдали новые работы на «Кинотавр» (этот фестиваль именитых режиссеров наградами не обделил). Представлять Россию в основном конкурсе ММКФ согласился Алексей Мурадов с муторным фильмом «Червь». Задача не упасть в грязь лицом, но в то же время не претендовать на награды фестиваля мурадовским фильмом была выполнена на сто процентов.

В «Перспективах» Россию представляла серьезная дебютантка Мария Саакян, снявшая тяжелую картину «Маяк» об ужасах войны. Впрочем, как это ни ужасно, но ужасы войны уже поднадоели кинофестивальщикам. Им подавай чувства-с.

Главные премьеры

Помимо конкурсных программ на кинофестивале показывают фильмы, представляющие самые актуальные тенденции мирового кинематографа. Зрители имеют возможность увидеть картины, только что получившие награды на других, чего греха таить, более престижных фестивалях, а также шедевры признанных мастеров за несколько месяцев до официальной премьеры.

Одним из самых ожидаемых премьерных показов был сборник короткометражек «Я люблю тебя, Париж». Французская столица была поделена на 20 кварталов, каждый достался гениальному режиссеру, а то и двум (как в случае с братьями Коэнами или с Бруно Подалидесом, работавшим в тандеме с Гуриндер Чадха). Режиссеры самовыражались, как могли, тем более что для многих из них Париж не является родным городом и взгляд на этот город у них еще более особенный, чем у местных коллег. Перечислять имена, работавшие над этой чудесной кинематографической мозаикой, – дело неблагодарное, того и гляди, забудешь кого-нибудь великого. Свои короткометражки представили и Альфонсо Куарон, и Кристофер Дойл, те же братья Коэны и Гас Ван Сент, в актерах были замечены Фанни Ардан, Мэгги Гилленхал, Жюльет Бинош, Миранда Ричардсон, Натали Портман, Жерар Депардье, Уиллем Дефо. В общем, все, кого ты любишь и знаешь, хоть как-то, но засветились в «Париже».

Еще одна громкая премьера фестиваля – фильм самого экстравагантного французского режиссера Мишеля Гондри «Наука сна». Его прошлая картина «Вечное сияние чистого разума» была одним из самых ярких кинособытий 2004 года. В новом фильме режиссер остался верным себе: каждый кадр «Науки сна», как сюрреалистическое полотно, со своей композицией и множеством «фишек» (недаром Гондри трудился на ниве клипмейкерства). Главный герой Стефан – художник. Он приехал из Мексики во Францию по просьбе своей матери, которая подыскала ему креативную работу в Париже. Но работа оказывается не такой креативной, как сам Стефан, который с детства считался парнем «не от мира сего» и постоянно путал свои сны с реальностью. А тут еще в квартиру напротив вселяется милая Стефания, и вместе они окунаются в сумасшедший мир собственных снов, где море состоит из целлофана, где внутри деревянных корабликов растут целые леса, где каждый день Стефан изобретает для Стефании что-то новое, типа машины времени, которая способна отправить человека на секунду назад или на секунду вперед. Такие трогательные любовные истории может снимать только Мишель Гондри, а вот чем больше людей их увидят, тем больше будет вероятность того, что каждый человек захочет сделать из жизни своего возлюбленного настоящий праздник.

Несомненным подарком для публики стал фильм закрытия кинофестиваля – «Возвращение» Педро Альмодовара. Пресса внимательно следила за съемками картины, которую маэстро Педро решил посвятить своей матери и уехал снимать в город своего детства – Ла Манчу. Главную роль в «Возвращении» исполнила муза Альмодовара – Пенелопа Крус, бросившая ради воссоединения с режиссером несколько проектов в Голливуде. Крус предстает в образе главы настоящего испанского семейства Раймунды, состоящего почти из одних только женщин (безработный муж не считается!) со всеми вытекающими отсюда последствиями. Фокус в том, что в доме Раймунды обитают не только живые дамы: заживо сгоревшая мама героини вдруг является ее сестре в виде призрака, что только прибавляет проблем эксцентричной семейке. На последнем фестивале в Каннах «Возвращение» получило приз за лучший сценарий, а женская актерская сборная во главе с Пенелопой нашей Крус, щеголяющей в кадре с накладными бедрами, отхватила приз за лучшее исполнение женской роли. В данном случае – ролей.

Одним из самых неоднозначных, а для многих и шокирующим фильмом стала работа известного чешского режиссера Яна Шванкмайера «Безумие». Главный герой картины Жан Берло, мучимый психическим расстройством, встречается с загадочным маркизом, человеком увлеченным, харизматичным и властным. Дискутируя с маркизом о вечных вопросах религии, любви и грани между нормальным и ненормальным, Жан сам не замечает, как попадает сначала в дом своего нового знакомого, а потом и в психиатрическую лечебницу, которой управляет маркиз – тот сам предложил Жану излечить его от ночных кошмаров. Еще в начале фильма режиссер, появляющийся в кадре, сообщает зрителям, что управлять психбольницей можно двумя методами: или при помощи полной анархии, или при помощи жесточайшей диктатуры. Но есть еще третий метод, который совмещает в себе худшие качества двух предыдущих. Большую часть фильма мы лицезреем полную анархию: выдуманные режиссером богохульные обряды, групповые совокупления, изнасилования монашек и вбивание гвоздей в статую Иисуса. Но ближе к финалу, когда ситуация меняется кардинально, даже верующие люди склонны согласиться с одним из главных героев, маркизом, считающим, что главное в жизни – дать волю инстинктам, порокам и фантазиям. Все это, прости за тавтологию, безумие приправлено искусной анимацией (из статуи на заднем плане вдруг вылезают два отрезанных у кого-то языка и, причмокивая, похрюкивая, начинают совокупляться друг с другом). Несмотря на то, что половина зрителей покинула зал, посмотрев первые несколько сцен, с уверенностью заявляем, что «Безумие» – несомненный шедевр!

В тему

Критики после мирового успеха драмы «Горбатая гора» предсказывали настоящую лавину из фильмов, построенных на гомосексуальной тематике. Лавины не случилось, зато наметился явный тренд: фестивальные монстры все больше тяготеют к вопросам транссексуальности и подмены, чаще мужского на женское, реже – наоборот. В самой авторитетной программе ММКФ «Восемь с половиной фильмов» были представлены три картины, посвященные этой проблеме.

Самым серьезным, сильным, радикальным и захватывающим фильмом стал экспериментальный «Контейнер» шведского режиссера Лукаса Мудиссона, сделавшего себе имя на лесбийской мелодраме «Покажи мне любовь». На этот раз Мудиссон отошел от традиционных киноприемов: «Контейнер» – это нарезка черно-белых кадров, видеозарисовок, озвученных завораживающим женским голосом. Герой «Контейнера» – толстый волосатый, обрюзглый мужчина, в теле которого живет прекрасная соблазнительная женщина. В какие-то моменты она вырывается наружу, он смотрит в зеркало и видит ее отражение, иногда он становится ею, а потом вдруг вновь оказывается нелепым трансвеститом в дешевом парике. Эти двое помещаются в своем мире с трудом, один того и гляди победит другого, хотя никакой войны между ними не видно. А ангельский женский голос транслирует публике внутренний монолог толстяка-красавицы – поток сознания, который в первые пять минут фильма кажется полнейшим бредом, а потом так затягивает тебя, что кажется, будто ты разговариваешь сам с собой. Без музыки, спецэффектов, сценарных экзерсисов и надуманных «фишек» Мудиссон окунает нас в полный всякой всячины контейнер (чем, собственно, и является человеческая душа), рассказывая нам историю любви к никому, которая начинается внутри нас и заканчивается снаружи. Или наоборот. Это очень сильное режиссерское высказывание, такое пропускать нельзя.

Зрители с нетерпением ждали еще две внеконкурсные картины – датское «Мыло» (режиссер Пернилла Фишер Кристенсен) и испанские «20 сантиметров» Рамона Салазара. Оба фильма оказались милыми и эксцентричными.

В «Мыле» все начинается со встречи двух соседок – разочарованной в мужчинах Шарлоты и давным-давно разочарованной в женщинах транссексуалки Вероники. С позволения сказать, дамы, начинают закадычную дружбу, которой после трагического события, произошедшего с Шарлоттой, суждено перерасти в любовь. Несмотря на то что Дания – страна, никогда не отличавшаяся особыми предрассудками, героини фильма понимают, то их любовь-страсть странна и нелепа и к хорошему не приведет. Но это не останавливает их на пути к грустному финалу.

«20 сантиметров» (Да! Да! Да! Это то, о чем ты подумал!!!) – тоже история про транссексуала. Но у Мариэты другие проблемы. Природа наградила ее нехилым мужским достоинством, за которое любой гей и даже транссексуал сказал бы природе «спасибо». Но Мариэта днями и ночами грезит лишь об одном: как бы избавиться от ненавистной дудуньки, стать наконец-то полноценной женщиной и запеть в мюзикле своей мечты. Любопытно, что роль Мариэты сыграла актриса, а не актер – испанка Моника Сервера – локомотив всего фильма. Сам режиссер признался, что писал сценарий «под нее». Вот такие в Испании актрисы.

Кому этого было мало, могли посмотреть мировую премьеру американского фильма «Тупицы» – сложной драмы. Все начинается с того, как священник маленького городка рвет все отношения со своим сыном, узнав, что тот гей. Но, слава Богу, в Америке не все люди такие, о чем и поведал публике режиссер Тим Киркман.

Для приверженцев женской любви также нашелся кусочек киносчастья – фильм «Изящное искусство любви». История про балетную школу для девочек, где злостная учителка в исполнении Жаклин Биссет всячески издевается над юными ученицами, а те по ночам вытворяют такое, что Жаклин Биссет и в страшном сне не привиделось.

Даже в фееричную фреску «Я люблю тебя, Париж» просочилась гей-история, снятая Гасом ван Сентом, про то, как шикарный молодой француз пытался познакомиться в типографии с американским эмигрантом. Если бы француз знакомился с кем-нибудь из редакции, вансентовской истории не случилось бы.



Мнения читателей

Рейтинг этого материала    0 | 0




Rambler's Top100      Follow bestforgay on Twitter   Facebook   Live Journal   Live Journal

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ №ФС77-19983 от 29.04.2005

Copyright © 2004-2005. BF MEDIA GROUP LTD.