Естественно, мы стараемся освещать актуальные темы: только самые интересные и полезные. Высказывая свое мнение, мы стараемся быть корректными и сдержанными в оценках. Не всегда получается.


Личность и общество | Тема

Материал был опубликован в №104 | 2009

// «Оскаровская» раздача в этом году, пожалуй, вышла самой предсказуемой за все десятилетие

Попавшие под раздачу

Теги: искусство , культура , обзор

Текст: Дмитрий Иванов

Конец зимы – самое напряженное время для киноманов всех мастей. Интеллектуалы едут в Берлин – на важнейший в мире фестиваль. Кто попроще – ждет оглашения выбора Американской киноакадемии. Для затравки претендующие на «Оскар» фильмы показывают перед церемонией вручения, чтобы даже самый рядовой зритель, желающий быть в курсе последних тенденций, понимал, заслуженно ли получил свою статуэтку тот режиссер и этот костюмер. По традиции мы тоже решили вставить в общее обсуждение свои пять копеек и пройтись прямо по «оскаровскому» списку. Рассказать, что же претендует на главную кинонаграду всех времен и народов в главной номинации в порядке убывания нашей к этим фильмам любви.

«Оскаровская» раздача в этом году, пожалуй, вышла самой предсказуемой за все десятилетие. Все нововведения пришлись исключительно на живое шоу. Комические куплеты сексуального австралийца Хью Джекмана (которые в русском переводе звучали как бред пятилетнего блоггера), звездные пары, вручающие статуэтки сразу в нескольких номинациях, неожиданные перформансы с актрисами, некогда получившими «Оскар». Не удивимся, если на каждом объявленном победителе звукорежиссер включал фонограмму с аплодисментами. Лучшая актриса – Кейт Уинслет, за выслугу лет. Лучший актер – Шон Пенн, за то что натурал и бывший муж Мадонны, а сыграл первого политика-гея (пожалуй, самый интригующий выбор академиков, в угоду политкорректности оставивших без «Оскара» восставшего из бездны забвения Микки Рурка). Лучшие роли второго плана – Хит Леджер за несвоевременную кончину и Пенелопа Крус за то, что прокатили в прошлом году, когда она действительно заслужила награду за возвращение. Почти все призы за визуальные эффекты ушли к «Загадочной истории Бенджамина Баттона», хотя бы потому что бюджет у фильма в разы превосходил все, что рядом с ним номинировалось. Главные «Оскары» за лучший адаптированный сценарий, режиссуру и, собственно, «Фильм года» достались «Миллионеру из трущоб» – триумфу английского мастера Дэнни Бойла, который скрестил массовое кино с интеллектуальным, к Голливуду прибавил щепотку Болливуда, к арт-хаусу – лоск американских блокбастеров. Короче, всем сестрам по серьгам. Кроме «Фроста против Никсона». Но и это было вполне предсказуемо.

«Миллионер из трущоб»

Критики еще до официальной раздачи статуэток взахлеб предсказывали фильму победу. Это сенсационный блокбастер от английского режиссера Дэнни Бойла, работающего в самом широком диапазоне: до этого он экранизировал скандальный наркоманский роман Уэлша «На игле» и напугал, а затем и привел в восторг критиков фильмом-катастрофой «28 дней спустя». «Миллионер из трущоб» отсылает зрителей к традициям Болливуда (крупнейшей Бомбейской кинофабрики, ответственной за нашу счастливую юность с фильмами вроде «Зита и Гита»), который уже давно пытаются скрестить с Голливудом. Попытки в основном проводили арт-хаусные деятели. Бойл же снял настоящее кино для жующих поп-корн, но при этом иногда думающих зрителей. В центре сюжета – история индийского тинейджера, выигравшего в местном аналоге шоу «Кто хочет стать миллионером?». Прямо из студии парня забирают полицейские, ибо никто не верит, что до всех сложных ответов неблагополучный замухрышка дошел своим умом. Следующие два часа фильма – винегрет из случайных историй и невероятных приключений, случившихся с главным героем, которые и помогли ему выиграть индийский миллион, точнее, двадцать миллионов рупий. Сыгравший главную роль Дэв Патеп – свежая кровь для любителей мирового кинематографа. И то, с какой самоотдачей он подошел к съемкам, лишь прибавляет фильму несколько очков. Еще один несомненный плюс – традиционные индийские танцы ждут зрителя лишь в самом конце. И идти они будут недолго. Ровно столько, сколько нужно для того, чтобы киноакадемики оценили этноколорит нового творения Бойла, но при этом не впали в спячку.

«Чтец»

Режиссер Стивен Далдри уже был незаслуженно обижен киноакадемиками: его предыдущий фильм «Часы» проиграл главный «Оскар» невразумительному блестящему мюзиклу «Чикаго». Долг, хотя бы в виде номинации, воздают новой киноработе маэстро – картине «Чтец», снятой по мотивам одноименной душещипательной книги немецкого писателя Бернхарда Шлинка. У фильма спорный синопсис: пятнадцатилетний подросток закручивает роман со зрелой женщиной, а спустя годы после того как она внезапно исчезает, узнает ее на процессе по делу о нацистских концлагерях. Роковая красавица, оказывается, работала в одном из них надзирательницей. Помимо синопсиса и тонкой психологический режиссуры одной из главных изюминок фильма является постройневшая Кейт Уинслет. Главная роль в «Чтеце» уже принесла ей «Золотой глобус» (почему-то с формулировкой «Лучшая женская роль второго плана») и серьезные шансы на «Оскар». Уинслет, как и Далдри, натерпелась от академиков: у нее было множество номинаций, ни одна из которых не принесла ей столь почитаемую в актерском цехе награду. Кстати, в паре с Уинслет выступил молодой талант по имени Дэвид Кросс, совершенно очаровательный в роли влюбленного юнца.

Номинация «Чтеца» на главную награду стала одним из самых неожиданных событий в «оскаровской» гонке. Фильм проходит по ведомству серьезных психологических драм – вполне себе оппонент «Миллионеру из трущоб». Критики, впрочем, считают новую работу Далдри чересчур пафосной и утверждают, что «Часы» были лучше.

«Загадочная история Бенджамина Баттона»

Самый спорный фильм из всего забега. Снявший его Дэвид Финчер, прославившийся благодаря агрессивным фильмам «Бойцовский клуб» и «Семь» (каждый стал культовым, но при этом остался почти незамеченным киноакадемиками), по мнению многих, скатывается в экзистенциальную пропасть. Прошлая работа режиссера «Зодиак» вызвала у его фанатов массу вопросов, нынешняя заставила некоторых покинуть кинотеатр, так и не досмотрев «Историю Баттона» до конца. Что уж точно можно гарантировать, так это невиданные спецэффекты, вполне оправданные сюжетом, построенным на новелле Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда. Бенджамин Баттон родился стариком, но с годами стал молодеть, то есть развивался прямо противоположно тому, как должен развиваться нормальный человек. По крайней мере физически. Страдать от этого будет его любимая девушка, которая, в отличие от Баттона, с годами не помолодеет. Растянутый почти на три часа компьютерный монстр вновь явил миру творческий тандем нестареющего (экая ирония!) секс-символа Брэда Питта и умной австралийской актрисы Кейт Бланшетт (Анджелина Джоли, видимо, не смогла воспрепятствовать воссоединению дуэта, ибо корчилась в актерской лихорадке в иствудовской «Подмене», зарабатывая номинацию в категории «Лучшая актриса»). Но вся сенсационность картины не в яркой режиссуре и даже не в спецэффектах, а в спорах, которые она вызывает у публики. Зрители буквально разделились на два лагеря: одни «Бенджамина Баттона» уже просто ненавидят, другие уверены, что это лучший фильм этого года, что бы ни вышло после него.

«Милк»

Новый опус Гаса Ван Сента на этот раз обошелся без блондинистых тинейджеров, невзначай показывающих в какой-нибудь натуралистичной сцене крепкую попку. «Милк» – картина весьма серьезная: это байопик первого открытого гея в американской политике. Нашим читателям, думаю, этого вполне достаточно, чтобы ринуться в кинотеатры, тем более картина проходит в списке главных кинособытий года (это вам не «голубые сопли для голубых»). Вдогонку крикну, что политика-гомосексуала, застреленного в разгаре собственной карьеры, сыграл бывший муж Мадонны, а ныне один из самых востребованных актеров Голливуда Шон Пенн (естественно, за роль Харви Милка он получил номинацию на «Оскар»). Минималистичный, вполне в вансентовской манере снятый фильм, – самое внятное высказывание режиссера со времен «Слона». С фигурой Милка, кстати, вообще вышел курьез. Покоился он с миром много лет – ни одному режиссеру не был нужен. И вдруг помимо Ван Сента, объявившего о намерении снять его байопик, за экранизацию биографии политика взялся еще один «наш» режиссер Брайан Сингер. Фильм Сингера выйдет чуть позже и наверняка не будет иметь такого резонанса, как работа Ван Сента. Которому, кстати, просто обязаны дать какой-нибудь «Оскар» – за совокупность заслуг и нестандартный творческий метод.

«Фрост против Никсона»

Основанный на реальных событиях фильм Рона Ховарда «Фрост против Никсона» (а не байопик «Милк») отвечает в списке претендентов за политику в большом кино. Ховард меж тем уже получал главного «Оскара» за картину «Игры разума», так что его новую картину академики включили в номинацию «для веса». Вес набирается тонким психологизмом и историческими фактами. Через три года после скандальной отставки бывший президент США Ричард Никсон соглашается дать эксклюзивное интервью британскому журналисту Дэвиду Фросту. У каждого свои мотивы: первому обещан нехилый гонорар и процент с рекламы (а рейтинги у Никсона в то время были самые рекламные), второй тщится восстановить угасающую карьеру. Двухчасовой фильм разбегается с процесса подготовки, но львиную долу кропотливо восстанавливается, собственно, роковое интервью – интеллектуальная дуэль, интригующая не меньше, чем былые кровавые детективы Финчера. Особенно интриговать сие зрелище будет тех людей, которые не видели настоящее интервью Фроста с Никсоном (а с чего бы нам смотреть? Это же не наша история!).





Мнения читателей

Рейтинг этого материала    0 | 0




Rambler's Top100      Follow bestforgay on Twitter   Facebook   Live Journal   Live Journal

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ №ФС77-19983 от 29.04.2005

Copyright © 2004-2005. BF MEDIA GROUP LTD.