Авторские колонки | Кадзуистика

Материал был опубликован в №109 | 2009

// Попробуйте посадить цветок возле дороги, по которой ходят толпы людей

Обитаемый остров: территория «Евровидения»

Теги: общество , отношения , психология

Текст: Кадзуо Кирияма

Попробуйте посадить цветок возле дороги, по которой ходят толпы людей. Причем совершенно неважно, каким этот цветок будет, потому что как бы красиво он ни цвел и какой бы аромат ни источал, всегда найдутся и те, кому он понравится, и те, кто скривится от омерзения, плюс равнодушно проходящие мимо. И если от третьих цветку никакого вреда, то от первых и вторых — сколько угодно. Те, кто в восторге, постараются его выкопать, чтобы пересадить в собственный сад. Те, кому он не нравится, подойдут и растопчут. Ну просто потому что не увидят в нем никакой ценности или, что происходит гораздо чаще, потому что вид чего-то доброго и прекрасного для озлобленной натуры совершенно невыносим. Или, может, ты, дорогой читатель, ни разу не видел изгаженную чистоту или заплеванную невинность? Именно их наряду с вежливостью и доброжелательностью заплевать и изгадить проще всего. В нашем обществе слова «Извините, а не могли бы вы...» — всего лишь повод подумать: «Так. Интеллигент. Скандалить не будет и в драку не полезет. Значит, можно сесть на шею и ножки свесить. И повеселиться заодно». И, как это ни печально, вероятность вежливого обращения возрастет в разы, если обратиться к человеку на «ты» и после третьего слова (два из которых — мат) смачно харкнуть себе под ноги. Тогда твоя межъягодичная область будет отполирована до блеска: у нас принято лебезить только перед теми, кто внушает нам страх, или теми, от кого зависит что-то для нас самих архиважное...

«Обитаемый остров», который ругают очень много, — это и есть тот самый цветок на обочине. И хоть ногами по нему не пройдешь (фильм как-никак), зато его можно обложить последними словами, чем, собственно, и занимаются все подряд. А на мой простой вопрос (конкретным недовольным людям): «А о чем, собственно, это кино?» — начинают мычать что-то невразумительное об «отвратительных спецэффектах» и «слабой актерской игре». А внятно ответить не могут: «Смотрели невнимательно». Куда уж там! Когда на экране так старательно сипит (под Гошу Куценко пятилетней давности) актер Федоров с обнаженным торсом или Юля Снигирь рассекает в обтягивающей кофточке… Какие уж там связные мысли. Короче, член встал — мозги отказали. Начитавшись форумов и наслушавшись своих друзей, остальные жвачные, прихлебывая пиво, тоже придут в кинозал и, стуча вяленой таранькой по тыковкам своих собутыльников, безусловно, увидят и «тупо улыбающегося главного героя», и «гламурно-розовый танк», и «похабно сделанную сцену схватки», и даже «финальный засос с ничего-так-телкой». После, оставив пустую посуду и объедки под тем же креслом, они пойдут домой и тоже скажут, что «посмотрели очередное фуфло с хэппи-эндом, ничего особенного». И круг замкнется, потому что бытие определяет сознание, а примитивно-линейное восприятие вряд ли мгновенно станет каким-то другим.

Но есть другие — те, кто, может быть, сидел в том же зале, в соседнем ряду, те, кто смотрел и слушал, вместо того, чтобы гыгычить, сосать пиво и обсуждать сиськи. Они увидят явный политический подтекст и кучу параллелей с современной Россией, увидят метаморфозу главного героя: его снисходительную доброту к гораздо более низкоорганизованным «инопланетянам» в начале и степень его озлобленности в конце, увидят цикличность событий, зададут себе вопрос «почему все так?» и сделают какие-то выводы для себя. Даже несмотря на явные обращения инвесторов к Бондарчуку в духе «Федя, надо экшн, а то молодежь не пойдет!», отработанные на «три с плюсом», это второе дно картины можно легко увидеть невооруженным глазом, отбросив собственное предвзятое отношение и продравшись сквозь чащу рассуждений о качестве изображения и количестве цитат из фильмов прошлых лет. Просто иногда надо «смотреть, чтобы увидеть», а не «просматривать, чтобы найти еще один косяк». А кино в итоге получилось грустное и страшное. О сломленной человеческой вере, «огрубевшей совести» и страшной реальности, из которой нет никакого выхода.

Отношение большинства русских людей к музыкальным исполнителям также определяется скорее бытием, чем сознанием. Достаточно посмотреть на состояние дел в хит-парадах: на Западе голосуют прежде всего за песни, у нас — за любимого исполнителя (в отдельных случаях рейтинг составляется по принципу «кто больше заплатит»). То есть, образно говоря, какую бы лабуду ни записала Мадонна, она обязательно будет первой в отечественном чарте только потому, что она — это она. Еще один пример: последний альбом Земфиры был априори воспринят слушателями как гениальное творение гениальной певицы, хотя при прослушивании аранжировок этих песен появляется ощущение такой «наспех сляпанности», что просто диву даешься – как, записав «Вендетту» и «Спасибо», можно следом выдавать такую откровенную халтуру?

«Евровидение» у нас тоже модно ругать. Ну как же? Десять с лишним лет Россия из кожи вон лезла, чтобы занять там первое место, бросая на эту амбразуру всех своих лучших Александров Матросовых. И вот, в тот момент, когда ей, болезной, это удалось (о способе достижения победы тактично умолчим, ибо никто из нас ничего наверняка знать не мо-
жет) — будьте-нате! — опять все кругом недовольны. Конкурс вдруг стал «третьесортным караоке» и «верхом идиотизма». Дорогие товарищи! А не идиотизм ли, когда вы сами в четырехлетнем возрасте стояли в новогоднюю ночь на стульчике и рассказывали взрослым стишок про зайку, чтобы получить за это конфетку (особенно с точки зрения взрослых)? Не идиотизм ли переться в один из майских выходных «на Поклоночку», чтобы посмотреть там «на фонтанчики» и фанерный концерт с участием певицы Светы? Не идиотизм ли вообще все эти «народные гуляния» с высокопарными речами с различных трибун и горами мусора после? Ну отпоют эти представители сорока двух стран Евросоюза, хорошо ли, плохо ли, свои песенки со своих табуреточек, ну получит кто-то из них конфетку… Где трагедия-то? Где тот ужасный ужас, о котором так громко и надрывно разоряются сотни недовольных?..

Писать об этом можно долго. И гораздо проще, дорогой читатель, объяснить это на конкретном примере. Проведи эксперимент: вот прямо сейчас приподними свои булки с того, на чем ты сидишь, и просто пойди и посади свой цветок — такой, какой сам сочтешь нужным. Обязательное условие: он должен быть беззащитным, чистым и прямо-таки излучать наивность. Потом подожди совсем немного. И когда по нему пройдет своими копытами пара десятков педальных коней, возвращайся сюда, и мы поговорим о том, как это было несправедливо. И я обещаю, что напомню тебе твои же слова и об «Обитаемом острове», и о «Евровидении», и обо всем остальном. Ты еще спрашиваешь, «за что мне все это» и «почему они так со мной»? По-моему, ответ на поверхности. То есть в зеркале.

kadzuo_kiriyama.livejournal.com
kadzuistica@gmail.com





Мнения читателей

Рейтинг этого материала    0 | 0




Rambler's Top100      Follow bestforgay on Twitter   Facebook   Live Journal   Live Journal

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ №ФС77-19983 от 29.04.2005

Copyright © 2004-2005. BF MEDIA GROUP LTD.