Одноразовые

Материал был опубликован в №111 | 2009

// По приглашению кинофестиваля «Бок о бок» Санкт-Петербург посетил управляющий директор премии Teddy Award Клаус Мейбл Ашенеллер

Борьба делает сильнее

Теги: обзор

Текст: Марк Северянин
Фото: предоставлены организаторами

В конце апреля по приглашению кинофестиваля «Бок о бок» Санкт-Петербург посетил управляющий директор премии Teddy Award Клаус Мейбл Ашенеллер. Это не первая поездка Мейбла в Петербург. В прошлом году он вошел в состав жюри «Бок о бок», открытие которого должно было состояться в октябре. Но местные чиновники сделали все, чтобы сорвать кинофестиваль: сначала фестивалю было отказано во всех престижных площадках, затем в день открытия пожарные пришли в частные клубы The Place и «Сочи», с которыми удалось договориться о проведении кинопоказов, и закрыли заведения под предлогом нарушения противопожарной безопасности. Однако организаторы «Бок о бок» решили не сдаваться. Фестиваль не только был проведен (пусть и в не приспособленных для таких мероприятий помещениях), но и продолжается в течение всего 2009 года. В частности, в свой очередной приезд Мейбл представил зрителям короткометражные фильмы, которые когда-либо получали премию «Тедди». О том, что такое Teddy Award, корреспондент Best For Марк Северянин узнал у самого Мейбла.

О появлении

Сразу хочу отметить, что Teddy Award – это не отдельный фестиваль, так называется премия, которая присуждается фильмам, затрагивающим тему гомосексуальности, в рамках Berlinale. В 1980 году руководитель секции «Панорама» (внеконкурсной площадки для показа авторского кино) Манфред Зальцгебер впервые пригласил режиссеров ЛГБТ-фильмов в Берлин. Конечно, в то время все происходило не так пышно, как сегодня. Фильмы демонстрировались в маленьком книжном магазине. После всегда проходило обсуждение.

О выходе

Поскольку руководитель «Панорамы» Зальцгебер был в то время известным гей-активистом, то никаких проблем с показом в рамках «Берлинале» квир-кино не возникло. Однако вечно сидеть в книжном магазине никому не хотелось. Организаторы премии просто не могли не воспользоваться таким крупным кинофестивалем для привлечения внимания к правам ЛГБТ. Впервые приз «Тедди» был вручен в 1987 году. Тогда же он официально стал называться гей-лесби-призом.

О фильмах

Изначально практически никто не снимал кино о геях и лесбиянках. Существовавшие фильмы лишь затрагивали тему гомосексуальности. Естественно, все они были малобюджетными. Кроме того, в этих фильмах, как правило, не было лесбийских персонажей. Тогда премию даже называли «Гей-Тедди». Только в 90-е годы появились фильмы о лесбиянках.

О темах

Как я уже сказал, сначала были фильмы о геях. Затем появились фильмы, рассказывающие о жизни лесбиянок, и все призы получали режиссеры-женщины. Значительно позже появились фильмы о трансгендерах. Основной темой квир-фильмов всегда была проблема СПИДа. В 90-е годы прошла волна таких фильмов. Вообще же все темы повторяются – вероятно, потому, что кино стали активно снимать в разных странах. Например, недавно появился фильм о трансгендерах в Тегеране, в 80-е годы он бы вряд ли мог быть снят.

О названии

Аббревиатура ЛГБТ включается в себя не всех людей. К примеру, MtF – из мужчины в женщину – после операции строят отношения с женщинами, поэтому непонятно было, как их классифицировать. Был учрежден специальный приз «Трансидентичность», но общество не понимало, что это такое. Поэтому несколько лет назад премия получила приставку «квир» (от англ. queer «странный, чудной»; квирами называют себя открытые геи, лесбиянки и трансгендеры, а также все, кто считает свою гендерную идентичность и сексуальность отличной от общепринятой гетеронормы).

О смысле

Если cначала вручение приза было именно культурным событием, то позже появилась идейная составляющая – движение за эмансипацию геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров. С каждым годом мероприятие становилось более политическим. Сегодня, безусловно, это общественно-политическое мероприятие. Мы можем привлекать внимание широкой общественности к проблемам ЛГБТ через СМИ. За последние четыре года о нас стали писать чаще, потому что трансляция награждения проходит в эфире немецко-французского телеканала Arte.

О финансах

Поскольку Teddy Award все же часть Berlinale, то наша основная задача – сформировать жюри и организовать показ фильмов. Берлинский кинофестиваль финансируется из госбюджета, это примерно семь миллионов евро. Еще семь миллионов дают спонсоры, около трех миллионов фестиваль получает от продажи билетов. Однако команда «Тедди» тоже ищет свое финансирование. В последние годы мы довольно успешно привлекаем спонсоров. Несмотря на это, мы, как правило, остаемся в минусе.

О будущем

Пока нет полного равноправия, такие фильмы будут. Очень важно достичь именно признания и равноправия. Речь даже не идет о толерантности, поскольку толерантность – это когда человек вынужден с чем-то или кем-то мириться. Квир-кино помогает достичь этой цели, ведь раньше в обычных фильмах геи и лесбиянки, как правило, высмеивались, представлялись в комичном виде. Теперь мы можем снимать свое кино, в котором мы адекватно отображаем наш образ жизни, показываем, что быть гомосексуалом – это нормально.

Об активизме

Сейчас я себя считаю скорее менеджером различных поп-звезд. В середине 70-х годов я был настоящим активистом. Геем я себя осознал в 23-24 года. Тогда для меня это стало важным политическим моментом. Борьба шла на улицах, было много демонстраций. Я очень ярко подавал себя как другого – красил волосы, носил обувь на высоких каблуках.

О «Бок о бок»

Я не могу дать конкретный ответ на вопрос, есть ли у кинофестиваля «Бок о бок» радужные перспективы в России. Однако я точно знаю, что борьба делает сильнее.

Сайты: www.teddyaward.org, www.bok-o-bok.ru

 



Мнения читателей

Рейтинг этого материала    0 | 0




Rambler's Top100      Follow bestforgay on Twitter   Facebook   Live Journal   Live Journal

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ №ФС77-19983 от 29.04.2005

Copyright © 2004-2005. BF MEDIA GROUP LTD.