Приходи в книжный магазин подготовленным. Тогда ни одна интересная книга не будет оставлена без твоего внимания, а на откровенную макулатуру не будет потрачено ни минуты.


Обзоры «Про» | Про/читать

Материал был опубликован в №118 | 2009

// В случае с Памуком публика поняла, что имеет дело с большим и весьма достойным внимания писателем

Жизнь после Нобеля

Текст: Дмитрий Иванов

Турецкий писатель Орхан Памук добился мировой славы сравнительно недавно – в 2006 году, после того как получил Нобелевскую премию по литературе. Впрочем, когда Нобелевку вручают какому-нибудь турку, новозеландцу или иранцу, злые критики начинают говорить, что решение было политическим и что Нобелевка взяла на себя функции гуманитарной премии. В случае с Памуком все быстро стало на свои места: его активно начали переводить (в том числе и на русский), и публика поняла, что имеет дело с большим и весьма достойным внимания писателем.

Новый роман Памука «Музей невинности» – первая книга, написанная уже после премии, и в ней писатель еще раз доказывает, что он не только не собирается почивать на лаврах, а вполне претендует на еще какой-нибудь большой интернациональный приз. Как и предыдущие романы-хиты Памука, «Музей невинности» переносит нас в современный Стамбул (действие романа начинается почти сорок лет назад, а заканчивается в наши дни) – город, который уже сам в себе смешал ориентальный колорит и вполне европейский дух. На этом взаимодействии (все называют его по-разному – от столкновения противоположных систем ценностей до конфликта Запада и Востока) Памук выстраивает невероятный по сентиментальности сюжет. Главный герой (от имени которого и ведется рассказ) – обеспеченный, образованный Кемаль (почти золотая молодежь, если бы не пересеченный недавно тридцатилетний рубеж) помолвлен с равной по соцстатусу и ни разу при этом не противной Сибель. Дело близится к свадьбе, но на пути у рыцаря появляется роскошная восемнадцатилетняя Фюсун. Сердце у Кемаля того и гляди выпрыгнет из груди – и во имя двух прекрасных девушек ему нужно сделать выбор. Но выбор, как обычно, происходит слишком поздно. Любовный треугольник не то что рушится, он ломает жизнь Кемаля навсегда. Собственно, Памук не так прост, чтобы разыграть перед вашими глазами стандартный набор любого бразильского мыла (бедная красавица, богатый красавец, нелюбимая невеста) и удалиться. Главный герой интересен автору именно с точки зрения жертвы рухнувшего треугольника. Ибо после обрушения его Кемаль и начнет строить свой музей невинности. На протяжении десятков лет он будет собирать все предметы, имевшие отношение к его возлюбленной – от окурков до вывесок с ее любимых мест. И если сюжет все равно кажется вам простым, а шестисотстраничный объем романа – неподъемным (сколько окурков от любимой можно собрать за такой хронометраж!), доверьтесь вкусу людей, уже прочитавших «Музей невинности». При всей своей сентиментальности и драматичности роман написан невероятно легко и динамично. Говорят, не нашлось еще человека, который бы не заплакал в конце книги. Недаром в Турции скоро открывают настоящий Музей невинности, посвященный не столько писателю Памуку, сколько никогда, между прочим, не существовавшим в реальности героям его романа. Покажите мне нечто подобное у нас – ни один лауреат местных премий за последнее время не удостоился такого моря читательских слез, такого рвения в продвижении книги на Запад. Вот поэтому наши писатели уже давно даже не рассматриваются всерьез Нобелевским комитетом (разве что Шишкин, Улицкая и Пелевин, но и эти под вопросом). А возвращаясь к рецензируемой книге – разборчивый Запад съест новый восточный роман Памука с еще большим аппетитом, чем ел до этого «Черную книгу», «Белую крепость» и «Снег».

 



Мнения читателей

Рейтинг этого материала    0 | 0




Rambler's Top100      Follow bestforgay on Twitter   Facebook   Live Journal   Live Journal

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ №ФС77-19983 от 29.04.2005

Copyright © 2004-2005. BF MEDIA GROUP LTD.