Приходи в книжный магазин подготовленным. Тогда ни одна интересная книга не будет оставлена без твоего внимания, а на откровенную макулатуру не будет потрачено ни минуты.


Обзоры «Про» | Про/читать

Материал был опубликован в №116 | 2009

// Макьюэн уже получил все национальные книжные премии, не говоря о лестных отзывах местных звезд – от критиков до политиков

Первый раз

Текст: Дмитрий Иванов

Человек, который по каким-то причинам еще не ознакомился с творчеством одного из лучших современных писателей (не только в родной для него Британии, но и во всем мире) по имени Иэн Макьюэн, должен исправить сей литературный пробел как можно быстрее. Макьюэн уже получил все национальные книжные премии, не говоря о лестных отзывах местных звезд – от критиков до политиков (Тони Блэр не уставал признаваться в интервью, что Макьюэн – его любимый писатель), так что не за горами Нобелевка, как говорится. И в случае с этим автором никто не сможет упрекнуть комитет в некомпетентности.

Впрочем, даже люди, хорошо знакомые с творчеством Иэна Макьюэна, наверняка заинтересуются подборкой его рассказов со странным (не очень продаваемым) названием «Первая любовь. Последнее помазание». Это самые первые литературные опыты писателя. С момента первого издания книги прошло больше тридцати лет. В то время Макьюэн только закончил литературные курсы профессора Малкольма Брэдбери в Университете Восточной Англии (позднее за этими курсами закрепится слава литературной фабрики звезд: из известных нам выпускников можно вспомнить Кадзуо Исигуро, Трейси Шевалье, Эндрю Миллера) и в первых рассказах еще искал свой стиль, оттачивал фирменные манеры, что не помешало жюри премии Соммерсета Моэма вручить оную яркому дебютанту. Кто-то счел, что Макьюэн принялся играть на ниве Кафки, кто-то пророчил ему славу Достоевского. Со временем у писателя сформировался свой собственный голос и, что удивительно для хорошего автора, внушительная армия поклонников (возможно, благодаря сдержанности и лаконичности: один из самых звездных романов писателя «Амстердам», получивший Букеровскую премию, по хронометражу едва дотягивает до повести – всего сто восемьдесят страниц, зато отменного текста). Если вы читали «Амстердам», «Искупление» или гей-кошмар «Невыносимая любовь», рассказы писателя пойдут как по маслу. Если нет – по рассказам поймете, готовы ли к романам.

Сборник «Первая любовь. Последнее помазание» вполне корректно сравнить с музыкальной пластинкой. И ни один из восьми литературных номеров нельзя назвать провальным (недаром три из них – заглавный рассказ, «Стереометрия» и «Бабочки» – были экранизированы). Голос писателя не дает ни одной фальшивой ноты, хотя и тематика, и стилистика каждой из новелл по-своему уникальны. Весьма смелый рассказ об инцесте «По-домашнему» соседствует с псевдоклассической таинственной историей «Последний день лета», сюрреалистический конец «Стереометрии» вполне уживается с порнографическим концом рассказа с говорящим названием «Факер в театре». Впрочем, разноплановость рассказов вовсе не превращает сборник в винегрет: у читателя ни разу не возникает вопросов к одаренному выпускнику – что и, главное, как он хотел сказать. Излюбленная тема Макьюэна – вторжение безумия в обыденный мир человека (иногда проявляющееся как пятиминутное помутнение рассудка, иногда остающееся с человеком на всю жизнь, но почти всегда кардинально меняющее и жизнь героя, и жизни окружающих его людей) – здесь отрабатывается так же смело и занимательно, как и в последовавших за рассказами романах. Лишь иногда остается ощущение недосказанности, иногда хочется продолжения. Но это ли не главный признак таланта рассказчика?

 



Мнения читателей

Рейтинг этого материала    0 | 0




Rambler's Top100      Follow bestforgay on Twitter   Facebook   Live Journal   Live Journal

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ №ФС77-19983 от 29.04.2005

Copyright © 2004-2005. BF MEDIA GROUP LTD.