Приходи в книжный магазин подготовленным. Тогда ни одна интересная книга не будет оставлена без твоего внимания, а на откровенную макулатуру не будет потрачено ни минуты.


Обзоры «Про» | Про/читать

Материал был опубликован в №119 | 2009

// Свежий, десятый по счету, роман большого писателя – книга, обязательная к прочтению

Плод воображения

Текст: Дмитрий Иванов

Британский писатель Салман Рушди – один из немногих серьезных писателей (по мнению многих, он останется в истории мировой литературы наряду с Набоковым и Маркесом), которому удалось еще при жизни стать настоящей поп-звездой. Первый роман («Гримус») был освистан критиками, второй роман («Дети полуночи») стал литературной сенсацией и дважды был признан лучшей книгой, получавшей престижную Букеровскую премию, за четвертый роман («Сатанинские стихи») иранский аятолла Хомейни публично проклял Рушди и назначил за его голову крупное вознаграждение, что не помешало седьмому роману («Земля под ее ногами») вдохновить группу U2 на написание одноименного хита. Именитые режиссеры снимают его в своих фильмах (в эпизодических, правда, ролях), королева Елизавета недавно пожаловала рыцарский титул, критики восхищаются каждой новой книгой. В общем, свежий (в прошлом году выпущенный в Англии, в этом – переведенный у нас), десятый по счету, роман большого писателя – книга, обязательная к прочтению.

Во «Флорентийской чародейке» Рушди, на первый взгляд, идет проторенной дорогой – опять сталкивает западную и восточную культуры, снова проделывает кропотливую работу с историческим контекстом, снова позволяет вольности своему воображению – границы реальности то и дело размываются: несуществующие люди вдруг начинают существовать, существующие – совершать поступки, неподвластные обычным людям.

По сюжету, ко двору Великого Могола Акбара является причудливо одетый чужестранец и, втираясь в доверие к индийскому правителю, открывает ему один страшный секрет за другим: оказывается, выскочка-итальянец, дядя восточного правителя, – отпрыск потерявшейся принцессы из рода Акбара. Потерявшаяся принцесса Черноглазка постепенно становится главной героиней романа. Обладательница роковой красоты и уникального дара располагать к себе людей, Черноглазка проделывает путешествие с Востока на Запад вместе с мужьями-завоевателями, которым она неизменно достается в качестве главного трофея. Главная (но не финальная) остановка Черноглазки случается во Флоренции, где девушка оказывается втянутой во вполне реальную историческую борьбу, в которой участвовали Никколо Макиавелли и братья Медичи.

Великий Могол, хоть и варвар-убийца, но на досуге все больше размышляет о толерантности и внимании к чужой точке зрения, роли правителя в жизни общества и даже о сомнительной ценности собственной и любой другой религии. Итальянский самозванец с историями об идеальной родственнице, умевшей не только радовать мужчин своей красотой, но и влиять на их решения и политику, еще больше раззадоривает и без того богатое воображение Акбара. И вот уже несуществующая жена начинает оспаривать право на собственное существование, придворный художник влюбляется в героиню своих картин и буквально поселяется в раме своего очередного шедевра, в общем, вымысел переплетается с реальностью, и читатель уже не понимает, какие герои и героини существовали на самом деле, а какие – нет. Даже участие вполне известных исторических персонажей не дает никаких гарантий – ведь, помимо пылкого воображения Рушди, их чуть раньше могли придумать талантливые историки. Единственный критерий, и то условный, который предлагается читателю, можно сформулировать так: чем прекрасней, романтичней, трагичней то или иное событие или тот или иной образ – тем больше все это напоминает вымысел. Потому что жизнь скучнее и тривиальнее. Отчасти поэтому мы и читаем художественную литературу.

 



Мнения читателей

Рейтинг этого материала    0 | 0




Rambler's Top100      Follow bestforgay on Twitter   Facebook   Live Journal   Live Journal

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ №ФС77-19983 от 29.04.2005

Copyright © 2004-2005. BF MEDIA GROUP LTD.